Главная » Статьи » Методические рекомендации » Организация исследовательской работы

Исследовательская работа школьников
          В системе профильного обучения, которое является одним из основных направлений модернизации образования, ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность обучающихся, направленная на формирование ключевых компетенций: учебно – познавательных, информационных,  коммуникативных, социальных.
      Но очень часто школьники  - участники  проектной деятельности не умеют самостоятельно планировать свою деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, грамотно выстраивать доклад. Это происходит потому, что школьники не обучены проектной и исследовательской деятельности, не имеют опыта выполнения учебных проектов, мини-проектов, не понимают, в чём отличие исследовательской работы от написания реферата.     
      Необходимо таким образом организовать учебно – воспитательный  процесс, чтобы мотивировать обучающихся на исследовательскую деятельность, дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, а также умения проведения исследований, необходимых для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства. И очень много здесь зависит не только от учителей – предметников, но и от классного руководителя. Именно классный руководитель может разработать  классные  часы, тренинги, беседы, провести  показательные выступления для учащихся, организовать их участие в различных сетевых проектах  с целью повышения мотивации занятий проектной деятельностью.               
     Классный руководитель может  организовать участие своих учеников  в различных сетевых и  социальных проектах, а также различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, курсах как индивидуальных, так и групповых. 
      Проектом может быть любая деятельность внутри класса или школы – создание летописи класса, организация школьного музея, тематические экскурсии, шефская помощь ветеранам, волонтёрская работа с инвалидами.  Проектом может выступить и создание сайта класса, на страничках которого каждый ученик может разместить свой портфолио. Здесь всё зависит от фантазии и желания ребят. Классный руководитель должен лишь помочь в разработке проекта, его планировании и реализации. Замечательно, если в реализации проекта будут участвовать родители, ветераны, представители общественных организаций или учреждений дополнительного образования. Такой проект будет иметь в первую очередь неоценимый  воспитательный потенциал и  заложит дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.
     Как учитель химии я организую исследовательскую деятельность своих учеников во внеурочное время: ребята выполняют исследовательские работы и представляют их на конференциях. Выполнение исследовательских работ учениками создаёт условия для формирования их  проектно – исследовательских  компетенций   в учебной и внеурочной   деятельности при изучении химии.
Это позволяет повысить мотивацию к изучению химии (профильному предмету в 10-11 классе), развивать исследовательские и творческие способности  учеников, воспитывать экологическую грамотность.
      Ежегодно мои ученики принимают участие в городской конференции исследовательских и проектных работ "Первые шаги", где становятся победителями и лауреатами.С работами моих учеников можно познакомиться в разделе Каталог файлов - Внеурочная деятельность - Исследовательские работы моих учеников.
Категория: Организация исследовательской работы | Добавил: inna (01.12.2013)
Просмотров: 1655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Создать бесплатный сайт с uCoz