ЭОР можно классифицировать по следующим признакам:
по способу записи информации:
- аналоговые, воспроизводимые с помощью телевизора или магнитофона, представляющие собой видеофильм или звукозапись;
-цифровые, для воспроизведения которых необходим компьютер (первые ЦОР представляли собой оцифрованные тексты, фильмы, аудиофайлы, которые отличались от книги или фильма только способом записи);
по виду представленной информации:
- текстографические (материал представляется не на бумаге, а на экране компьютера);
- гипертекст (нелинейная навигация по тексту);
- ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента (кино, анимация, звукозапись);
- мультимедиа ЭОР (представление учебного материала множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука);
по степени интерактивности (возможности взаимодействия):
-неинтерактивные: текстографические, визуальные или звуковые фрагменты, мультимедиа, сочетающие все выше перечисленные, но предполагающие только последовательный просмотр представленной информации;
-малоинтерактивные: содержащие гиперссылки;
-интерактивные – ресурсы коллекции ФЦИОР (открытые образовательные модульные мультимедиа системы ОМС);
-высшая степень интерактивности: виртуальная реальность [3] .
Выделяют пять педагогических инструментов, использующихся в современных ЭОР:
интерактив - даёт возможность воздействия и получения ответных реакций на реалистичное представление объектов и процессов;
мультимедиа - обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов;
моделинг - представляет собой имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов;
коммуникация - возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;
автоматизация нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации позволяет увеличить творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности [3].
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов на уроке предполагает модель «1 ученик - 1 компьютер», возможна работа в парах на компьютере или ноутбуке. Но если у вас в кабинете только один компьютер и проектор, нет ни интерактивной доски, ни мобильного класса, то выходом из ситуации будет формирование познавательного интереса к предмету и изучаемой теме. И тогда ваши ученики и дома пожелают выполнить творческое задание, используя те же модули ОМС или поработать над изучаемым материалом в привлекательной электронной форме.
Даже если педагог будет иметь возможность работать с мобильными классами на каждом уроке, это не значит, что ребёнок все 45 минут будет работать с электронными ресурсами. Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем - нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник – и нет смысла весь урок самостоятельно работать с ЭОР, каким бы интерактивным он ни был. Электронные образовательные ресурсы позволяют перенести некоторые традиционно аудиторные виды занятий в раздел самостоятельной работы, освобождая тем самым время для общения на уроке учителя с учениками, помогают осуществить переход от монологического обучения к дискуссии.
Все педагоги сегодня знакомы с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/ ) и Федеральным центром информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ ).
Каждая из коллекций имеет свои достоинства и недостатки:
- ЕК ЦОР сегодня более многочисленна (более 100 тыс. ресурсов), рассчитана на разный уровень подготовки педагогов (три уровня), содержит много методических материалов, позволяет масштабировать ЦОР до полного окна экрана;
- ФЦИОР пока практически не содержит методических материалов, имеет меньшее число ресурсов (около 20 тыс.), плеер для проигрывания модуля не имеет масштабирования, но ресурсы обладают несомненной интерактивностью; позволяют обеспечить взаимодействие ученика с изучаемым новым материалом, использовать при проверке знаний и умений, позволяют выполнить виртуально практические и лабораторные работы.
В коллекции ФЦИОР структурированный вариант полного учебного курса по предмету разбивается на учебные разделы, темы и т.д. В каждый раздел входит три модуля, соответствующих трем основным компонентам образовательного процесса: модуль получения информации (И-тип), модуль практических занятий (П-тип), модуль контроля (К-тип). При этом каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. Каждый ЭУМ – это самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей [1].
Но для эффективного использования ресурсов ФЦИОР необходима модель «1 ученик – 1 компьютер», так как работа с модулем возможна только индивидуально, что связано с невозможностью масштабирования ресурса до полного окна и высокой степенью интерактивности, предполагающей постоянную работу ученика с изучаемым материалом.
Возникает вопрос: может ли педагог создать собственные ЭОР, которые заинтересуют учеников настолько, что они, зайдя в социальные сети (контакт, одноклассники, твиттер, фэйсбук), найдут кнопку, ведущую на ваш сайт, блог, страницу группы (которую вы создали в социальных сетях), а может, откроют ваши твиты или даже напишут вам письмо по электронной почте, или откроют хотя бы вашу рассылку с заданием, которую вы всем отправили.
Нравится нам или нет, но Интернет – неотъемлимая часть жизни наших учеников – там они общаются, им там интересно, они там учатся. И мы тоже должны стараться не просто не отставать от них, но быть чуть впереди, если желаем, чтобы к нам обращались за советом, нас слушали, у нас учились.
И первый помощник учителя здесь – сервисы Веб.2.0. (Web 2.0). Веб.2.0. – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети [5] .
С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность учеников или совместную деятельность вашу и учеников:
общение в режиме реального времени;
совместный поиск и хранение информации;
создание и совместное использование медиа-материалов;
совместное создание и редактирование гипертекстов;
совместное редактирование текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
совместное редактирование и использование календарей и расписаний [4].
Число сервисов, которые можно успешно использовать в образовании и специально созданных для образования постоянно увеличивается, и, самыми популярными будут сервисы Google.
Сервисы Google позволяют:
вести блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа-объекты. Предполагается активное обсуждение записей автора посетителями блога. Блоги Google удобны тем, что на них нет рекламы;
есть набор шаблонов сайтов в зависимости от темы, например, сайт для веб-квеста, для портфолио, для класса; очень просты в редактировании – можно добавлять и менять расположение гаджетов, удобное переключение на редактирование в HTML (и поневоле начинаешь осваивать этот язык);
создавать коллективные документы Google, электронные таблицы и презентации, организовать совместную работу в пределах группы или всей школы в режиме реального времени;
создавать опросы, анкеты в формах Google. Эти анкеты можно затем разослать по почте, разметить на странице сайта и проанализировать результаты по каждому пользователю;
использовать Gmail – хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие обучающимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов;
использовать календарь Google . Календарь позволяет ученикам и педагогам составлять свой рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Публикация в сети Интернет календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит обучающимся и их родителям оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в курсе всех событий, происходящих в школе;
хранить видео, создать собственный видео канал.
Все сегодня знакомы с Вики (Wiki). Это веб-система (технология, программная среда), созданная Уордом Каннингемом (Ward Cunningham) в 1995 году и предназначенная для коллективной разработки, хранения, структуризации текста, гипертекста и файлов, в том числе мультимедийных. Все страницы wiki-сайта представляют собой статьи, у которых есть название и содержимое. Содержимое — это обычный текст, в котором можно использовать теги HTML или особую wiki-разметку (более удобную и читаемую, чем HTML) [2].
Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель wiki-сайта может отредактировать текст страницы, на которую он смотрит, прямо внутри веб-браузера и сохранить изменённый вариант на сервере. Так же просто создаются и новые страницы. Кроме того, сохраняются все изменения, произошедшие со всеми wiki-статьями с момента их создания.
Вики предоставляет возможности для совместной работы над проектами, размещения материалов, организации их обсуждения.
Приложением Web 2.0. является сервис LearningApps.org, созданный для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. LearningApps.org разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность.
Сервис LearningApps.org немецкоязычный, но есть возможность перевода, сервис довольно прост для самостоятельного освоения. Имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам. Можно познакомиться с приложениями, отсортировав их, например, по оценке пользователей. Если вы зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения, подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка "Создать подобное приложение". Все созданные вами приложения, а также упражнения, выбранные вами из готовых, сохраняются в личном кабинете (кнопка "Мои приложения"). Есть возможность создавать виртуальные классы, в которых ваши ученики будут выполнять задания и сами создавать различные упражнения.
Шаблонов для создания заданий много (на сегодня – 29), поэтому задания могут быть разнообразны и по форме, и по содержанию. Технически создавать их несложно, главное - правильно отобрать содержание материала для составления задания. Задания могут предполагать индивидуальное выполнение – тесты (открытые и закрытые, с одним вариантом ответа или несколькими), викторина, кроссворд, «лента времени», задания на установления соответствия, подбор пар, «исключение лишнего» и т.д. И возможно создание заданий, предполагающих работу в парах или группах, или взаимодействие ученика с компьютером в качестве партнёра. Форма таких заданий – игровая, каждый из участников игры получает возможность делать свой ход в игре (например, отвечать на вопрос), идёт подсчёт баллов для каждого игрока. По набранной сумме баллов определяется победитель. Есть задания, которые позволяют организовать коллективную работу по созданию документа для 2-4 –х участников.
Все мы знаем, что формулировать вопросы самому намного сложнее, чем отвечать на готовые, и наши ученики не всегда умеют это делать. А если речь идёт о создании задания в форме теста (викторины), то, кроме формулировки вопроса, надо ещё корректно подобрать ответы, поэтому такие задания прекрасно подходят для самостоятельной работы.
Выполнить задания в виде теста или викторины сегодня позволяет множество разнообразных сервисов, где быстро и легко создать задание, а затем встроить его в страницу блога, сайта, послать ссылку по почте и отследить результаты выполнения. Вот некоторые русскоязычные сервисы: Мастер - тест http://www.master-test.net/ru, Сервис опросов http://www.vashopros.ru/, Сервер виртуальных исследований http://www.virtualexs.ru/, Webanketa http://webanketa.com/, Pollservice.ru http://pollservice.ru/.
Англоязычные сервисы часто интуитивно понятны или можно воспользоваться браузером Google Chrome , который автоматически переводит все страницы на русский язык: EasyTestMaker http://www.easytestmaker.com/default.aspx , Create Online Tests http://www.proprofs.com/quiz-school/ , Quibblo http://www.quibblo.com/create/ .
И всеми любимое творческое задание – составление кроссвордов - сегодня тоже становится быстрым и доступным для выполнения с Фабрикой кроссвордов http://puzzlecup.com/crossword-ru/, Кроссворд http://cross.highcat.org/ru_RU/.
Сегодня педагог может не только использовать готовые ЭОР, но, освоив Интернет – сервисы, создавать сам и привлекать к созданию ЭОР своих учеников. Ценность авторских ЭОР состоит в том, что они будут наилучшим образом отражать подходы к образовательному процессу именно этого педагога – особенности его логики изложения нового материала, его методику, используемые технологии. А если и ваши ученики научились создавать собственные ЭОР, то, при всём их первоначальном несовершенстве (в начале процесса освоения сервисов и выполнения заданий в электронной форме), процесс создания представляет творческую работу. Это позволяет сформировать не только предметные умения и навыки, но и способствует формированию как метапредметных (познавательных, логических) результатов, так и ИКТ – компетенций ваших учеников.
Литература
1. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. [Текст] / А.В.Осин // Интернет-порталы: содержание и технологии. Сб. науч. ст. Вып. 4. – М.: Просвещение, 2007 – 309 с.
2. Патаракин, Е.Д., Быховский, Я.С., Ястребцева, Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики [Текст]: Общероссийский проект Летописи.ру./Е.Д.Патаракин, Я.С.Быховский, Е.Н. Ястребцова. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. – 28 с.
3. Синаторов, С.В. Электронные образовательные ресурсы: классификация, требования к ним и принципы разработки. [Электронный ресурс] /С.В.Синаторов. СарВики – Режим доступа:
http://copy.yandex.net/?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%AD%D0%9E%D0%A0&url=http%3A%2F%2Fwiki.saripkro.ru%2Fimages%2FSinatorovITO.doc&fmode=envelope&lr=64&mime=doc&l10n=ru&sign=a93e3cbe0a493ea6b694d48eb2e9d6d7&keyno=0
4. Сотрудничество в среде Google [Электронный ресурс] / Ged. Режим доступа: http://sites.google.com/a/pednn.ru/ged/Home
5. Тим О’Рейли. Что такое Веб и Использование коллективного разума [Электронный ресурс] / Тим О’Рейли. – Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/, http://www.computerra.ru/think/234344/
6. Якушина, Е.В. Электронно – образовательные ресурсы: актуальные вопросы и ответы [Электронный ресурс] / Е.В.Якушина. // Вопросы Интернет – образования. - № 97. – Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_2.htm